Комплексное противодействие России: проект "адовых санкций" от Сената США

21.08.2018 7:42

Комплексное противодействие России: проект "адовых санкций" от Сената США

Саммит Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки стал тем редким случаем, когда Республиканцы и Демократы сошлись в своих реакциях. Согласие непримиримых соперников было вызвано поведением американского президента, а именно — его отрицанием российского вмешательства в американские выборы. Под давлением прессы, в том числе и лояльной к президенту, Трамп был вынужден отказаться от своих слов, жалуясь на неправильную интерпретацию.

Однако осадок остался, и речь не только о репутации президента. Всего через несколько дней группа американских сенаторов внесла законопроект о "Защите американской безопасности от российской агрессии". Среди авторов проекта — республиканец Линдси Грэм и демократ Боб Менендес, что говорит о двухпартийной поддержке закона и больших шансах на успех.

Сам Грэм называет закон "санкционным законом из ада", подчеркивая его беспрецедентную силу.

На фоне нынешних американских санкций против России новопредложенные действительно выглядят впечатляюще, задевая множество сфер от персональных санкций до российского долга и электронных транзакций.

Тем не менее закон интересен не только санкциями, ведь они занимают лишь небольшую часть проекта.

Большей мерой закон похож на масштабную стратегию по противодействию российскому влиянию и агрессии.

Кроме того, закон явно будет играть роль очередного предохранителя от необдуманных решений президента по поводу России.

Читайте также: Без "большой сделки": что обсуждалось на встрече Трампа с Путиным

Наказание за вмешательство

Само расширение санкций аргументируется наказанием России за вмешательство в избирательный процесс США. По словам американских сенаторов, доказательств уже более чем достаточно. Речь идет о расследовании комитета Сената о российском вмешательстве. Комитет определил, что Россия осуществляла влияние через социальные медиа, посеяв раздор как между партиями, так и внутри них. Упоминается и расследование спецпрокурора Роберта Мюллера на эту же тему, отслеживающее непосредственное влияние российских агентов на ход кампаний и выборов.

Вопрос российского вмешательства не новый, а законы по противодействию новым попыткам влияния разрабатываются уже не первый год. Самым популярным среди американских парламентариев тут остается проект Марка Рубио, предложившего целый набор мер.

Однако Грэм и Менендес подчеркивают — речь идет не о защитных мерах, а о наказании, ведь именно наказание может стать четким ответом России.

Предложенные санкции включают в себя целый ряд новых мер. Во-первых, это расширение персональных санкций. Сенаторы предлагают запрещать въезд и заморозить активы для целых групп людей. Под санкции могут попасть приближенные к Владимиру Путину политики, олигархи, чиновники, члены их семей, а также фигуранты серьезных коррупционных скандалов.

Во-вторых, могут расшириться и санкции против российских компаний. Под ограничения должны попасть компании преимущественно энергетического сектора, находящиеся в госсобственности или принадлежащие близкому окружению Путина, со стоимостью выше 250 миллионов долларов. Проблемной стороной этих ограничений является их размытость — фамилии и названия компаний пока не упоминаются и будут определены по мере утверждения текста.

Также сенаторы хотят запретить продажу технологий, товаров, оснащения и инвестиции в нефтяную сферу России. Тут под ограничения попадают компании с оценочной стоимостью от 1 миллиона долларов, что существенно снижает планку. Несмотря на переходный период, санкции будут иметь экстерриториальный характер (то есть касаются не только американских компаний, но и третьих стран), а потому оцениваются как очень влиятельные.

Но самым эффективным может оказаться другое ограничение. Речь о запрете на финансовые операции с суверенным долгом России. Фактически это означает закрытие внешнего финансового рынка (или как минимум его большой части) для Российского государства. И тут закон перечисляет финансовые институции, которые имеют отношение к российскому правительству и попадут под ограничения (Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк и другие).

Кроме того, сенаторы хотят ввести запреты на финансовые транзакции с российским киберсектором, поскольку видят в нем непосредственный инструмент вмешательства в дела других государств. Речь идет как о крупных компаниях сектора, так и о главных акционерах и управленцах этих компаний.

Читайте также: Трамп причислил Россию и Китай к странам, вмешивающимся во внутренние дела США

Комплексное противодействие российской угрозе

Несмотря на то что СМИ описывали новый законопроект именно с точки зрения расширения санкций, предлагаемые в нем меры гораздо шире. Авторы проекта отмечают, что сейчас Россия заняла агрессивную позицию и вмешивается во внутренние дела стран по всему миру, а потому в противодействии необходим комплексный подход. Например, сенаторы хотят закрепить за Россией статус страны-спонсора дезинформации, по аналогии со страной-спонсором терроризма, что авторы проекта также хотят применить к России.

Декларативные шаги — только начало. В комплексное противодействие включаются совершенно разные подходы, например, усиление контроля за финансовыми преступлениями и махинациями. США должны сконцентрироваться на преступлениях российских олигархов и мафии в этой сфере, ведь через нее РФ осуществляет влияние на другие страны и регионы.

Также в комплексное противодействие входит и усиление ограничений по экспорту урана в Россию. Это ограничение значительно увеличивает спецификацию и количество групп поставок этого сырья россиянам.

Кроме этого, сенаторы предлагают создание особых институций, противостоящих российской угрозе и влиянию. Первой такой институцией должен стать Национальный центр противодействия угрозам от правительства РФ. Этот центр должен прежде всего репятствовать распространению российских сетей ботов, пропаганде и дезинформации, манипуляциям в политической, культурной и религиозной плоскости. Центр также должен будет отслеживать российские финансовые потоки разным американским организациям и партиям, следить за появлением парамилитарных организаций, киберугроз, а также за использованием влияния в сфере энергетики в качестве политического рычага. При этом Центр должен выступать координационным органом, стандартизируя политику разных американских органов и центров принятия решений.

Второй новой институцией может стать Фонд по противодействию российскому влиянию. Фонд будет заниматься созданием инфраструктуры по защите информационного и киберпространства США и союзников, бороться с коррупцией и отмыванием российских денег в мире, реагировать на гуманитарные кризисы и прямые российские вторжения в Грузии, Молдове и Украине, помогать в реформах пострадавшим от России государствам, а также поддерживать сильное гражданское общество и медиа, противодействующие российской пропаганде.

Отдельным пунктом сенаторы решили отметить необходимость координировать и усилить помощь государствам в Европе и Евразии. Речь идет о поддержке и способствовании построению демократии в соседних с Россией государствах, а также обеспечении в них крепких институтов и независимой внутренней и внешней политики.

Наконец, сенаторы отмечают важность конфликта в Сирии, и российскую ответственность за некоторые его аспекты. Прежде всего должны быть расследованы и наказаны преступления против человечности, совершенные в Сирии, а также определена роль России в осуществлении этих преступлений.

Усиление НАТО и диалог с ЕС

Хотя формально сенаторский закон противодействует российской агрессии и угрозам со стороны РФ, есть еще один субъект, к которому направлены новые ограничения. Закон Грэма-Менендес должен стать еще одним сдерживающим фактором для внешней политики Дональда Трампа, прежде всего по отношению к России.

Если возможность снимать санкции с России в одностороннем порядке у Трампа отобрали еще год назад, то сейчас предохранители расставлены по более стратегическим направлениям.

Во-первых, Сенат максимально укрепляет свое доверие и лояльность по отношению к НАТО. Проект закона содержит в себе заявление в поддержку, закрепление финансирования проектов НАТО, а также намерения все больше развивать взаимоотношения внутри Альянса. Более того, сенаторы хотят повысить порог необходимых голосов для выхода из НАТО до ⅔, что делает такое голосование фактически невозможным без двухпартийной поддержки такого шага.

Также сенаторы отмечают необходимость координации своих шагов с Госдепартаментом и Белым домом, то есть с президентской политикой. Однако это сотрудничество должно быть двухсторонним, что предполагает консультации Трампа с Сенатом и Конгрессом в вопросах санкций против России.

Наконец, авторы закона говорят о необходимости согласования санкций против России с Евросоюзом, как главным союзником в противодействии российской агрессии. Такое решение также похоже на камень в огород Трампа, ведь последний весьма конфликтен с европейскими лидерами.

Стоит подчеркнуть, что сенаторский проект пока находится на первой стадии рассмотрения, а значит — может меняться. Определение четких фамилий и названий компаний в санкционном списке также станет важной частью эффективности новых шагов. При этом "адовые санкции" не стоит недооценивать, ведь они предполагают действительно беспрецедентные шаги по отношению к РФ, по крайней мере в изначальной редакции закона.

Источник

Читайте также